Идея, цели и задачи образовательной программы дополнительного образования детей «Юный геолог» исходят из концептуальной модели детско-юношеского геологического движения в России, в которой определена роль геологии в повышении образовательного и мировоззренческого уровня формирующейся личности.
Актуальность программы
Являясь существенным дополнением базовых школьных дисциплин – географии, биологии, химии, физики, геологическое образование позволит обучающимся получить соответствующее современному уровню целостное представления о Земле как о космическом и геологическом теле тем самым усилит интеграцию перечисленных предметов.
Особенности программы
Изучая геологию, увлекаясь романтикой профессии геолога, обучающиеся в объединениях определяют для себя горизонты развития самостоятельно, проходя при этом путь личного развития быстрыми темпами, на максимальном уровне сложности.
Новизна программы
Программа позволяет обучающимся находить реальные мотивы и цели, побуждающие к учебной деятельности, что неизбежно приведет к работе с научными теоретическими понятиями, к формированию теоретического мышления и творческих способностей, и, следовательно, развитие творческого потенциала.
Основа программы
В основу программы положен краеведческий принцип, что значительно расширяет представление о геологии родного края, его ресурсах, охране и преобразовании природы.
Настоящая программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г., разработанной на его основе Концепцией развития дополнительного образования детей до 2020 года и требованиями ФГОС, формируемого дополнительным учреждением в рамках внеурочной деятельности общекультурного направления. Она составлена в соответствии с общими учебно – воспитательными задачами и призвана содействовать всестороннему изучению обучающимися социально – демографических, экономических, правовых и политических особенностей родного края.
Цели программы:
Создание условий для развития личности обучающихся, способной к самообразованию, саморазвитию, самореализации, через освоение геологических знаний, изучение природы родного края, профессиональную направленность.
Задачи:
Обучающие:
- обучение основам геологических знаний;
- развитие умения работать с разными источниками информации;
- интеграция геологии и образовательных дисциплин (математики, физики, химии, географии, биологии, астрономии, краеведения и др.);
- формирование навыка приобретения обучающимися личного практического и теоретического опыта;
- обучение приемам мониторинга окружающей среды;
- формирование туристско-бытовых знаний, умений, навыков, основ личной гигиены и первой до врачебной помощи.
Развивающие:
- создание условий для развития теоретического и диалектического мышления обучающихся;
- создание условий для поддержания высокого уровня познавательной активности обучающихся через организацию их собственной учебной деятельности;
- развитие способностей принимать не стандартные решения в исключительных ситуациях.
Воспитывающие:
- воспитание патриотизма через изучение природы родного края;
- формирование экологической культуры, чувства ответственности за сохранение окружающей среды;
- воспитание личности способной думать, творить, действовать;
- формирование ценностных ориентиров, стремление утвердить себя в разнообразной деятельности, активной жизненной позиции;
- формирование ответственного отношения к исполнению обязанностей, пунктуальность, инициативность, коллективизм;
- укрепление здоровья, воспитание физической культуры.
Возраст детей
Краеведческая программа рассчитана на учащихся 10- 12 лет
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 4 года обучения и распределяется следующим образом:
1 год «Волшебный мир камня» — обучающиеся 10 лет;
2 год «Общая геология» — обучающиеся 10-11 лет;
3 год «Геология и живая природа» — обучающиеся 11-12 лет;
4 год «Юношеская геологическая партия» — обучающиеся 12 лет.
Режим занятий
Занятия в геологическом объединении проводятся по 144 часовой годовой программе, 4 часа в неделю по 45 минут с 10 минутной динамической паузой. Теоретические занятия проводятся в классных аудиториях, геологическом музее. Практикум – на местности. Предусмотрены часы для обзорных и учебных экскурсий, участие в массовых мероприятиях (геологических слетах, соревнованиях научно-практических конференциях, олимпиадах), совместная работа с родителями.
Темы в учебном плане проходят как самостоятельные, так и сквозные — от первого до последнего года обучения. Равномерно распределенная информация обеспечивает поступательное обучение, позволяя подавать материал, усложняя его по мере взросления обучающихся и обретения ими навыков самостоятельной работы, как в области геологии, так и в краеведении.
Такое распределение материала, выходящее за рамки школьной программы, позволяет в наибольшей мере способствовать формированию естественно – научного мировоззрения, самостоятельно и разумно выбрать профессиональный путь, основанный на склонностях и интересах личности обучающихся, в результате чего явится профессиональное соответствие, которое выступит как одно из условий достижения человеком успеха в жизни.
Авторы
Минибаев Айрат Ришатович — педагог дополнительного образования, геогид геопарка «Торатау».