Последние годы в школьной практике все больше внимания уделяется региональному аспекту. Очень важным сегодня является возрождение в нашем обществе чувства истинного патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, формирование в ребенке активных социально значимых качеств. Поскольку одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему и формирования гражданских понятий и навыков является историческое краеведение в школе, то в нынешних условиях очень важна его активизация.
Понятие Родины для человека связано с тем местом, где он родился и рос. Программа «По малой Родине моей» призвана помочь расширить знания детей о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история села Урман-Бишкадак Ишимбайского района республики Башкортостан, которая направлена на изучение истории своих предков, истории основания села.
Программу «По малой Родине моей» можно использовать, модифицируя, и при изучении истории других деревень Ишимбайского района.
Цель программы:
Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии; создание условий для всестороннего развития личности.
Задачи программы:
Образовательные:
- Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения.
- Ознакомление с историей и современной жизнью села Урман-Бишкадак МР Ишимбайский район РБ. Освоение основ народной культуры, быта.
Воспитательные:
- Развитие гражданских качества, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.
- Формирование чувства толерантности и толерантного поведения.
- Способствование укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы.
- Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности.
- Воспитание навыков позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
- Воспитание трудолюбия, чувства коллективизма и взаимопомощи.
- Создание в детском коллективе обстановки доброжелательности психологического комфорта, удовлетворения потребностей детей в общении.
Развивающие:
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению. Развитие навыков общения, оформления творческих работ через разработку экскурсионного маршрута «Гора, овеянная легендами», экскурсий «По малой Родине моей».
- Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
- Развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Ориентирование при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
Возраст детей
Краеведческая программа рассчитана на учащихся среднего и старшего возраста.
Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год – 144 часа, 2 год – 144 часов, всего – 288 часов.
Режим занятий
Для учащихся 1-го и 2-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Форма занятий
Групповая, индивидуальная.
Методы
Рассказ педагога и рассказы детей, изучение материалов музея, тематические задания, конкурсы, викторины, дискуссии, мини-сочинения, выставки, встречи с ветеранами ВОВ и интересными людьми, походы по родному краю, экскурсии, защита творческих работ, составление презентаций Power Point.
Авторы
Искандарова З.М. — педагог, геогид геопарка «Торатау», шихана Торатау и окрестностей из с. Урман-Бишкадак